Суминова Т.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НООСФЕРЕ И ЕЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТАХ

        Начало ХХ в. было связано с одним из существенных событий в научной жизни – появлением такого глубоко философского понятия, как «ноосфера». Несмотря на то, что данный термин был теоретически осмыслен и освещен в работах отечественных и зарубежных мыслителей еще в конце XIX в. (прежде всего В.И. Вернадским, 1905), сегодня он прочно закрепился в интеллектуальном сообществе, что, безусловно, расширяет представления ученых об окружающем их мире, Вселенной, роли и значении Человека и Разума как на Земле, так и в Космосе.
В наступившем XXI в. все в мире как никогда пронизано разумным началом, поэтому прежнее бытование термина «ноосфера» является уже недостаточным по силе эвристичности. Возникает необходимость иного, современного, «свежего» взгляда на понятие. Более того, четко обозначается тенденция его развертывания, экспликации на различные сферы человеческой деятельности.
        По современным представлениям, ноосфера как целостная система, включает в себя n-ное количество сфер, представляющие собой все грани приложения человеческого разума, сил, умений, навыков. Вместе с этими составляющими ноосфера создает целостную картину бытия физических и физиологических субстанций на определенном пространственно-временном участке мироздания.
Развитие ноосферы происходит посредством развития ее структурных компонентов. Ими являются, например, социо-, когито- и артосфера.
Каждая из них создает, хранит и передает определенную информацию, являющуюся их неисчерпаемым ресурсом. Так, социосфера оперирует социальной информацией (образно-понятийной), в качестве которой выступают различные документы общественной жизни (например, публицистические материалы). В когитосфере существует своя информация (понятийная), представленная, например, многочисленными концепциями и иными продуктами этой деятельности (научные труды, доклады, тезисы и пр.). Артосфера как сфера искусства является художественным отражением мира и вследствие этого оперирует богатейшим спектром образной информации, которую представляют художественные произведения (картины, скульптуры, музыкальные сочинения, кинофильмы и пр.).
        Процессы создания как первичных, так и вторичных информационных ресурсов в каждой сфере человеческой деятельности, входящей в ноосферу, более или менее тождественны (но, естественно, со своей спецификой) и включают подготовительные материалы, собственно произведения, биографические, науко- или отраслеведческие, а также информационно-вспомогательные материалы, существующие в традиционной и электронной формах представления информации.
        Информационная составляющая всех структурных компонентов ноосферы выступает, во-первых, своего рода мостиком от одной сферы к другой, во-вторых, средством их взаимодействия, в-третьих, представляет собой самостоятельную сферу – инфосферу, необходимую для существования обозначенной целостной системы.
        Библиотеки, как хранители различного рода информации, напрямую связаны с существующими представлениями как о ноосфере, так и ее структурных компонентах. В связи с этим высказанные идеи могут быть экстраполированы на библиотечно-информационную деятельность. Своего рода подтверждением этому является, например, исследование А.И. Остапова «Когнитивное библиотековедение» (Краснодар, 1997).
Hosted by uCoz